Только о коррекции звукопроизношения

 
 Постановка звуков т, д.
Перед постановкой рекомендую комплекс упражнений для укрепления кончика языка.
     1.Самомассаж кончика языка (водить вперед-назад между сомкнутыми зубами).
     2.  Покусывание кончика языка.
     3."Поиграть в футбол"(упирать кончик языка попеременно в щеки).
     4."Жало".
     5.Круговое облизывание губ и только верхней губы.
     6.Цоканье.
    7.Слизывание капелек чего-нибудь вкусного с вогнутой части ложки.
"Перелопатила " много литературы и остановилась на следующих приемах постановки. Может, кому-нибудь пригодятся.
1. Если у ребенка не было звука к,  звук т ставила так. Межзубно ребенок произносил "па" и в это время  большим и указательным пальцами раздвигала его губы вверх-вниз.Почти сразу слышен  слог "та". Аналогично от слога "ба" ставится "да".
.2. Кончик языка ребенок ставил за верхние зубы и резко дул на приклеенную слюнкой к верхней губе полоску папиросной бумаги.После многократных повторений появляется звук  т.
 Автоматизация звуков т, д.
Фрагмент занятия с 5-летним  ребенком-алаликом( моторная алалия).
1. Закончить слова, подставляя слоги "да" или "та"
 Конфе... побе..., пого..., коф..., Све..., Лю..., газе...
2. Счет предметов.
Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов.
Один кот и т.д.
3. Спряжение предложений( повторение предложения с изменением только первого слова).
Я иду к Толе за дыней.
Ты идешь к Толе за дыней.
Он идет к Толе за дыней.
Мы идем к Толе за дыней. и т.д.
4. Заучивание чистоговорок. 
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
                                             Дифференциация "к" - "т"
Из опыта работы с ребенком-алаликом. 
Речевой материал подбирала, используя малое количество имеющихся у мальчика  звуков. Помогало пособие И.Лопухиной "Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи". 
1.После отработки слоговых рядов (ка-та,...) брали в работу пары слов: как-так, кок-ток, ком-том, Коля-Толя, тут-тук.
2. Игра "Гости".
Тук-тук! Кто там? Кто тут? Это я -   Катя. Это я - котя.
2.Игра "Вот так".
Ребенок показывает заданные движения, проговаривая "Вот так".
Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
Как берешь? Вот так!
Как даешь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
3. Игра "Стук-перестук".
Ребенок: Тики-так, тики-так.  ( наклоняем голову вправо-влево)
Логопед: Так ходики стучат. 
Ребенок: Туки-так, туки-так.    (руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад)
 Логопед: Так колеса стучат.
Ребенок: Токи-ток, токи-ток.    (стучим кулачками)
Логопед: Так стучит молоток.
Ребенок: Туки-ток, туки-ток.   (стучим ногами)
Логопед: Так стучит каблучок. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий