Размышления

Предновогодние размышления
Перед Новым годом принято подводить итоги. 
Кто же мы логопеды? 
 Название нашей специальности -  проверка состояния слоговой структуры слова.Для многих детей мы "голопеды". А недавно я узнала, что я  "лихопед", про себя посмеялась: не буди лихо, пока оно тихо. 
Часто дети не воспринимают нас как учителей: " у Вас мы не учимся,а играем". Пожалуй, это можно расценить как успех нашей работы. 
Вернувшись с работы домой, превращаем своих чад в "подопытных кроликов" для отработки способов постановки звуков.Наши дети потом в группе детского сада устраивают для малышни мастер-класс по закручиванию языка "трубочкой", вытягиванию "иголочкой" и т.п. На младшее поколение домочадцев обрушиваем шквал чистоговорок, стишков. " Не позорь маму-логопеда, четче, громче говори, рот шире открывай!"
Тратим столько времени, для непосвященных в специфику нашей работы, на "сущую ерунду": вырезаем, наклеиваем картиночки, штампуем карточки с заданиями; с появлением дома компьютера готовим учебные презентации.
Радуемся до слез, часто больше ребенка, при появлении правильных звуков, когда уже начинало казаться, что вся предыдущая работа была бесполезной. Приятно слышать от родителей бывших воспитанников слова : 
" Как же нам Вас не хватает."
 Нашла монолог коллеги, под каждым словом которого подпишусь. Жаль не могу так излагать мысли.
«Я логопед. И это звучит…
Кто же такой логопед?
У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал чуть ли не визитной карточкой логопедов.
Вообще-то, логопеды отщипенцы. Сейчас объясню, что я имею в виду, подождите радоваться. Именно отщИпенцы.
Логопедия – отрасль непонятно чего. Отщипывает медицинские разделы наук, отщипывает и педагогические, и психологические. Получается, что логопедия пограничная наука.
Логопеды работают в школах как педагоги коррекционного обучения, в логопедических пунктах тех же школ они уже не педагоги, а логопеды.
В поликлиниках логопед уже врач.
Чудная профессия.
 Сидит перед тобой, хотя чаще носится белкой в поисках колеса, маленький человечек лет двух-трех и смотрит на тебя, вот только сказать ничего не может.
А иногда наоборот, болтает на своем малышовом жаргоне, да так, что уж лучше бы не говорил вовсе. Потому что до трех лет не говорящие, как партизаны, дети потом начинают говорить сразу хорошо. А говорящие на своем тарабарском двухлетки, чаще всего, так и не желают переходить на общепринятую речь. Своего творения, наверное, жалко.
А твоя задача – в короткий срок выудить из них красивую развернутую речь, да еще и с правильным звукопроизношением.
Ну что, задача не для слабонервных?
В первую очередь, нужно нейтрализовать родителей. В буквальном смысле – успокоить их и вселить уверенность, что их чадо не самое отсталое в мире. Ведь чаще всего проблема детей – это проблема родителей, а точнее, их страхов и сверхтребовательности, ожидание этакой сверхгениальности.
Потом поиграть с дитем и начать …
А начать нужно с настройки ушей на восприятие звуков. Это только кажется, что ребенок рождается русскоязычным, например. Первые полгода своей жизни он тратит на настройку своего артикуляционного аппарата на звуки речи. Если в это время у него будут другие важные дела – дозреть, например, или переболеть чем-нибудь, то время на настройку безвозвратно уйдет. Все, эту станцию проехали, летим к следующей. Вот так и копятся проблемы.
Впрочем, это я отвлеклась и увлеклась.
Вообще-то я о себе, любимой, то есть, о логопеде речь молвлю.
А еще заикание-спотыкание нас жалует. Логоневроз, по-научному, называется.
Здесь, как в боксе – побеждает сильнейший. Или логопед с пациентом против заикания. Тогда победа за пациентом.
Если пациент с заиканием никак расстаться не хочет и против логопеда выходит, то логопеду трудно, ой, как трудно приходится.
Самая большая сложность в работе с заикающимися – это оторвать их от любимой привычки – заикаться. Столько лет растили, пестовали, просто мышцами вросли. А тут, на тебе, требуют расслабиться, и поменять привычки!
Ой, опять увлеклась.
А еще есть проблемы со звуками. Те самые, дефекты дикции. Иногда без переводчика понять, что говорит человек довольно широкого возраста, вообще нельзя.
А еще проблемы школьного периода, проблемы письма и чтения.
Нарушения речи из-за сниженного слуха или его полного отсутствия. Правда, это отдельная отрасль логопедии.
Проблемы леворуких, еще и обоеруких, когда нет доминантного полушария. Точнее, они оба доминируют как попадя. А таких сейчас большинство.
Умненькие не по возрасту малявки с неразвитой моторикой и речью.
Все понимают, только сказать не могут. Точнее сказать так, как им бы, умненьким, хотелось. Тут не каждая нервная система выдержит.
А родители все занятые на очень важных работах, все озабоченные повышением благосостояния в отдельно взятой семье.
ВСЕ ДЛЯ РЕБЕНКА.
А ему больше всего ласки хочется, да прильнуть к маме или папе и послушать сказку, и забыть про время и знать, именно знать, что тебя ЛЮБЯТ.
Впрочем, я опять отвлеклась.

Ведь логопед, это не профессия. Это образ жизни.»




Комментариев нет:

Отправить комментарий