Для повышения эффективности работы

Хлоп-топ.
Рекомендую коллегам пособие "Хлоп-топ-2: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет", авторы В.В.Коноваленко, С.В.КоноваленкоЭто 3 группы интересных упражнений
  • для развития мелкой моторики
  • артикуляционные упражнения
  • упражнения, способствующие предупреждению дисграфии.
Например, упражнение для губ, языка, челюстей с бинтом.Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки". Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10-15 секунд.

Программа «Гимнастика Мозга».

Моих коллег заинтересовал комплекс упражнений для физминуток, которые я провожу во время занятий.

 Его можно найти на различных сайтах.Это упражнения, разработанные на основе  программы «Гимнастика Мозга»   ( Автор программы американский доктор Пол Деннисон, 1970 г.).

 I Одновременные разнотипные движения рук.

.   1. «Лезгинка» 
    Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить 
    в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе.
 Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно   меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
2. «Ухо-нос» 
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
II. Одновременные разнотипные движения рук и ног.
1. «Перекрестные шаги»:
А) Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
Б) Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
В) Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
2. “ Ящерица»
Из исходного положения отвести правую ногу в сторону до 45 градусов, одновременно левую руку отвести от туловища и поднять вверх до 45 градусов. Принять исходное положение, затем то же движение выполнить противоположными конечностями (левой ногой и правой рукой.
3. "Пистолетик" 
 Из исходного положения вытянуть перед собой одновременно левую ногу и правую руку до горизонтальной линии. Для сохранения равновесия опорную ногу (в данном описании - правую) согнуть в колене. Вернуться в исходное положение, затем то же самое движение выполнить правой ногой и левой рукой. Опорная нога - левая. Вернуться в исходное положение.
4. "Лыжник" 
 Сделать шаг вперед правой ногой, перенести на нее вес тела, левую руку вытянуть вперед. Левая нога выпрямлена и разогнута в тазобедренном суставе, стопа касается пола. Вернуться в исходное положение, приставив правую ногу к левой, т.е. сделав шаг назад. Затем то же упражнение выполняется противоположными конечностями. При выполнении этого упражнения необходимо следить за вынесением опорной ноги вперед, для этого совершается шаг вперед в сочетании с вытягиванием руки с противоположной стороны. 
5.  "Футболист" 
 Маховым движением левая нога пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого бедра. В это же время правая рука маховым движением пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность левого плечевого сустава. Туловище в момент этого движения производит ротацию: таз вращается в одну сторону, а плечевой пояс - в другую. Принять исходное положение и повторить движение противоположными конечностями (правой ногой и левой рукой).

 
"Оживлялки"
Учитывая, что логопедические занятия проходят в малопродуктивное время, после уроков ,стараюсь не только их разнообразить, включать игровые моменты, но и специальными приемами снимать утомление с ребят (попалась статья из газеты "Неделя" - "Советы лекаря".)Поделюсь сегодня частью  прочитанного.
"При усталости появляются "утомилки" - сухость во рту, неприятные ощущения в голове и животе, сонливость. Вам помогут "прогонялки утомилок", приводящие все в норму.
"Оживлялка первая". 
Сложите ладошки перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. При этом втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы ,опираясь на подоконник, выглядываете из окна. Всего 5-10 секунд - и стало жарко, не так ли?. Повторите 2-3 раза, чтобы во рту стало влажно."
"Оживлялка вторая."
Разотрите хорошенько уши - вначале мочки, а потом целиком ладонями вверх - вниз, вперед - назад.20-30 секунд.
"Оживлялка третья."
Поцокайте языком, как лошадка, 10-15 секунд.
"Оживлялка" четвертая.
Попробуйте дотянутся языком до подбородка. Повторите 6 раз.
"Оживлялка" пятая.
Надавите на "хохотальную" точку( она на кончике носа)  и произнесите " ха-ха-ха" - сначала медленно, потом быстрее. Помните: смеются победители!
"Оживлялка" шестая.
Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: " Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь! "

Путешествие по городу
 Умничек и Умников.


Своевременное и правильное речевое развитие стимулирует мыслительная работа, поэтому на занятиях предлагаю детям поразмышлять над заданиями, отправившись в путешествие по сказочному городу. Предложенные им речевые задания развивают логическое мышление и речь. Материал взят из пособия «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников», автор-составитель Л.В.Зубарева.
1. Улица Соображай-ка.
Как сказать правильно?
Одень пальто, на улице холодно.
Мама сварила рыбий суп.
Собака была ничейная.
По асфальту после дождя ползли дождливые черви.
В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
2. Улица Головоломок.
Ребусы. Какие слова зашифрованы?
100 + й      100л       с3ж      ш1а      о5
3. Озеро  Поймай словечко
Подбери имя существительное к имени прилагательному.
Настольная……                                    Пчелиный……….
Обойный………                                     Сибирский………
Отчий………….                                      Одинокий……….
Ветхий…………                                     Телефонный ………
4. Замок задач
Логико-поисковые задачи.
Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?
Митя выше ростом, чем Сережа, но ниже Пети. Кто выше – Петя или Сережа?
5. Мост загадок
Ответьте на шуточные вопросы и обоснуйте свой ответ.
Какой иглой не сошьешь рубашку?
Какой ручкой нельзя писать?
Каким гребнем не расчешешь волосы?
6. Парк светлых голов
Подберите к басне подходящие по смыслу пословицы.
Осел надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и звери. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.
                                                                         ( Л.Н.Толстой)
Пословицы:
·        Правду не спрячешь.
·        Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть.
·        В мешке шила не утаишь.
·        Правда свое возьмет.
·        Курица по зернышку клюет, да сыто живет.
Учусь сама, обучая других
Стараюсь, чтобы на логопедических занятиях дети непросто учились, а самостоятельно пробовали, экспериментировали, добывая знания. Оправдывает себя применение на занятиях концептуальных таблиц, ментальных карт, схем «Фишбоун». Они учат детей выделять главное, устанавливать связи, компактно выражать свое мнение; использовать знания и умения для  понимания информации, представленной не только в виде текста, но и схем, таблиц.
Для коллег-логопедов в виде схемы "Фишбоун" представлены причины и коррекция дизорфографии.


Немного о схеме.Разбиралась в ней при помощи материалов из презентации М. Лебедевой, РАО.
Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
 Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, тема.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие проблемы или, как в моем примере, пути ее решения.  
Данная схема позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий