Хлоп-топ.
Рекомендую коллегам пособие "Хлоп-топ-2: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет", авторы В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Это 3 группы интересных упражнений
- для развития мелкой моторики
- артикуляционные упражнения
- упражнения, способствующие предупреждению дисграфии.
Например, упражнение для губ, языка, челюстей с бинтом.Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки". Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10-15 секунд.
Хлоп-топ.
Программа «Гимнастика Мозга».
Моих коллег заинтересовал комплекс упражнений для физминуток, которые я провожу во время занятий.
Его можно найти на различных сайтах.Это упражнения, разработанные на основе программы «Гимнастика Мозга» ( Автор программы американский доктор Пол Деннисон, 1970 г.).
I Одновременные разнотипные движения рук.
. 1. «Лезгинка»
Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
2. «Ухо-нос»
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
II. Одновременные разнотипные движения рук и ног.
1. «Перекрестные шаги»:
А) Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
Б) Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
В) Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
2. “ Ящерица»
Из исходного положения отвести правую ногу в сторону до 45 градусов, одновременно левую руку отвести от туловища и поднять вверх до 45 градусов. Принять исходное положение, затем то же движение выполнить противоположными конечностями (левой ногой и правой рукой.
3. "Пистолетик"
Из исходного положения вытянуть перед собой одновременно левую ногу и правую руку до горизонтальной линии. Для сохранения равновесия опорную ногу (в данном описании - правую) согнуть в колене. Вернуться в исходное положение, затем то же самое движение выполнить правой ногой и левой рукой. Опорная нога - левая. Вернуться в исходное положение.
4. "Лыжник"
Сделать шаг вперед правой ногой, перенести на нее вес тела, левую руку вытянуть вперед. Левая нога выпрямлена и разогнута в тазобедренном суставе, стопа касается пола. Вернуться в исходное положение, приставив правую ногу к левой, т.е. сделав шаг назад. Затем то же упражнение выполняется противоположными конечностями. При выполнении этого упражнения необходимо следить за вынесением опорной ноги вперед, для этого совершается шаг вперед в сочетании с вытягиванием руки с противоположной стороны.
5. "Футболист"
Маховым движением левая нога пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого бедра. В это же время правая рука маховым движением пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность левого плечевого сустава. Туловище в момент этого движения производит ротацию: таз вращается в одну сторону, а плечевой пояс - в другую. Принять исходное положение и повторить движение противоположными конечностями (правой ногой и левой рукой).
"Оживлялки"
Учитывая, что логопедические занятия проходят в малопродуктивное время, после уроков ,стараюсь не только их разнообразить, включать игровые моменты, но и специальными приемами снимать утомление с ребят (попалась статья из газеты "Неделя" - "Советы лекаря".)Поделюсь сегодня частью прочитанного.
"При усталости появляются "утомилки" - сухость во рту, неприятные ощущения в голове и животе, сонливость. Вам помогут "прогонялки утомилок", приводящие все в норму.
"Оживлялка первая".
Сложите ладошки перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. При этом втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы ,опираясь на подоконник, выглядываете из окна. Всего 5-10 секунд - и стало жарко, не так ли?. Повторите 2-3 раза, чтобы во рту стало влажно."
"Оживлялка вторая."
Разотрите хорошенько уши - вначале мочки, а потом целиком ладонями вверх - вниз, вперед - назад.20-30 секунд.
"Оживлялка третья."
Поцокайте языком, как лошадка, 10-15 секунд.
"Оживлялка" четвертая.
Попробуйте дотянутся языком до подбородка. Повторите 6 раз.
"Оживлялка" пятая.
Надавите на "хохотальную" точку( она на кончике носа) и произнесите " ха-ха-ха" - сначала медленно, потом быстрее. Помните: смеются победители!
"Оживлялка" шестая.
Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: " Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь! "
Путешествие по городу
Умничек и Умников.
Своевременное и правильное речевое развитие стимулирует мыслительная работа, поэтому на занятиях предлагаю детям поразмышлять над заданиями, отправившись в путешествие по сказочному городу. Предложенные им речевые задания развивают логическое мышление и речь. Материал взят из пособия «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников», автор-составитель Л.В.Зубарева.
1. Улица Соображай-ка.
Как сказать правильно?
Одень пальто, на улице холодно.
Мама сварила рыбий суп.
Собака была ничейная.
По асфальту после дождя ползли дождливые черви.
В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
2. Улица Головоломок.
Ребусы. Какие слова зашифрованы?
100 + й 100л с3ж ш1а о5
3. Озеро Поймай словечко
Подбери имя существительное к имени прилагательному.
Настольная…… Пчелиный……….
Обойный……… Сибирский………
Отчий…………. Одинокий……….
Ветхий………… Телефонный ………
4. Замок задач
Логико-поисковые задачи.
Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?
Митя выше ростом, чем Сережа, но ниже Пети. Кто выше – Петя или Сережа?
5. Мост загадок
Ответьте на шуточные вопросы и обоснуйте свой ответ.
Какой иглой не сошьешь рубашку?
Какой ручкой нельзя писать?
Каким гребнем не расчешешь волосы?
6. Парк светлых голов
Подберите к басне подходящие по смыслу пословицы.
Осел надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и звери. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.
( Л.Н.Толстой)
Пословицы:
· Правду не спрячешь.
· Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть.
· В мешке шила не утаишь.
· Правда свое возьмет.
· Курица по зернышку клюет, да сыто живет.
Учусь сама, обучая других
Стараюсь, чтобы на логопедических занятиях дети непросто учились, а самостоятельно пробовали, экспериментировали, добывая знания. Оправдывает себя применение на занятиях концептуальных таблиц, ментальных карт, схем «Фишбоун». Они учат детей выделять главное, устанавливать связи, компактно выражать свое мнение; использовать знания и умения для понимания информации, представленной не только в виде текста, но и схем, таблиц.
Для коллег-логопедов в виде схемы "Фишбоун" представлены причины и коррекция дизорфографии.
Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, тема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие проблемы или, как в моем примере, пути ее решения.
Данная схема позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий