Процессы письма и чтения

 Дислексия - врожденное нарушение восприятия устной и письменной речи.Это когда человек постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла прочитанного и написанного.
Дислектики затрудняются связать звук и символ.
В марте 2004 года на конференции Британской ассоциации дислексии были названы 4 основные причины возникновения дислексии.
Первая - устно-речевой дефицит, при котором ребенок с трудом овладевает звукопроизношением, лексикой, грамматикой, связной речью. 
Вторая - зрительный дефицит, связанный с нарушениями восприятия информации.
Третья возможная причина - минимальная мозговая дисфункция в результате локальных поражений головного мозга во время внутриутробного развития. 
Четвертая - нарушение межполушарных связей головного мозга.Определить это можно еще в раннем детстве: ребенок отстает в моторном развитии от своих сверстников, долго не держит голову, не ползает.
                                  ( По материалам прессы)
Как помочь ребенку. 
Возраст 3-4 года.
Нормальное развитие:слушает сказки;  знает, что в книжках написаны слова; узнает некоторые буквы алфавита (например, буквы в своем имени); пытается писать.
Настораживающие симптомы: не знает, как нужно держать книжку; не отличает каракули от букв; не узнает на письме собственное имя; его словарный запас беден.
Как помочь: читайте вслух книги; учите ребенка песенкам, в которых рифмуются слова; пишите слова, которые ребенок произносит, и читайте ему вслух.  
     Возраст 5-6 лет 
Нормальное развитие:может рифмовать слова  и составлять слова из звуков; соотносит некоторые звуки с буквами.
Настораживающие симптомы: не может вычленять звуки в словах; испытывает затруднения при назывании знакомых предметов и цветов.
Как помочь: обращайте внимание на рифмы в играх, песенках. книжках;если к середине учебного года не наступит улучшения, обратитесь за консультацией к специалисту.
Возраст 7-8 лет. 
 Нормальное развитие: умеет читать вслух простые тексты; постепенно начинает читать более сложные книжки.
Настораживающие симптомы: жалуется, что все читают лучше его; не умеет читать незнакомые слова; сильно отстает от сверстников; старается уклониться от чтения под любым предлогом.
 Как помочь: защищайте своего ребенка; добивайтесь проверки его фонематических способностей; постарайтесь найти место, где существует специальная программа обучения таких детей.
 ( По материалам прессы)
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является: "умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение."
Мне думается,что это станет возможным только при условии, если начальная школа, в первую очередь, будет нацеливать питомцев на осознанное осмысленное чтение. А когда этот навык будет выработан,только тогда давать скоростные нормативы.Часто бывает, что ребенок, не вдумываясь в содержание текста, "глотая" окончания и искажая слова, спешит уложиться в нормативы. Об интонационной выразительности и говорить не приходится! У некоторых детей эти "огрехи" переходят на письмо.
Понимание прочитанного помогут выявить тесты.
Я, опираясь на материалы мастерской "Текст, текст, текст" Людмилы Рождественской, разработала тест для детей 1-2 класса по  сказке Бориса Заходера "Хрюк на ёлке".
I. О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа. 
 1. Этот текст о жизни животных на скотном дворе. 
 2. Этот текст о том, что встречают по одежке, а   провожают по уму.  
3. Этот текст о новогоднем школьном карнавале.
 II. Продолжи предложения. 
 1. Хрюк был необыкновенный: …. 
 2.Решил Хрюк пойти…… 
 3. Знакомая кошка надоумила…..
 4. Когда Хрюк положил ноги на стол, кто-то не стерпел и сказал…
 5. Хрюк кинулся бежать, зацепился за….., с него……
 6. Дрожит бедняга от страха, а сам и говорит:…….
 III. Верно или неверно утверждение. 
1. Выйдет Хрюк на прогулку, все малыши –зайчата, бельчата, ежата – так за ним и ходят.
2. - Да как же тебя не узнать? У тебя же хвостик поросячий! - А я костюм Деда Мороза надену! 
3. Кошка знакомая была, в школе наглядным пособием служила.
4. Дежурные всех встречают, «С Новым годом!» говорят.
5. Хрюк вскочил да как завизжит: - На помощь! 





Комментариев нет:

Отправить комментарий