Из опыта работы

Ранний детский аутизм
Попыталась систематизировать найденный в разных источниках материал по проблеме коррекции РДА, конечно, моя работа требует доработки.
"Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения" (Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.) 
Перспективный план логопедической работы
( заключение: ранний детский аутизм.)
этап (сентябрь -октябрь).
1.Диагностика.
2.Установление эмоционального контакта, мотивация к взаимодействию.
3.Развитие понимания речи.
Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка, в то, что он делает, и в то, что чувствует (эмоционально-смысловой комментарий), добиваться его "включенности" в реальность, осознания им происходящего вокруг.
II этап (ноябрь– апрель)
1.Выработка продуктивных форм   взаимодействия.
2. Развитие восприятия
·        зрительное (яркие цвета, их перетекание друг в  друга, смешивание);
·        слуховое (разнообразие звуков, их различение);
·         тактильное (посредством прикосновений, ощупывания: игры для пальцев рук в « сухом бассейне» и т.д.);
·        двигательное (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
3. Развитие моторики и зрительно-двигательной функции.
·        Речевые физкультминутки;
·        Для повышения мышечного тонуса - массаж кистей рук, кончиков пальцев,  игры с       пальцами рук, сопровождая их словесными потешками, четверостишиями.
4.Совместное рисование, создание поделок.
5.Музыкальная терапия
Способствует:
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию творческих навыков и потребности в самовыражении;
- улучшению памяти и концентрации.
6. Развитие коммуникативных навыков. 
·   Элементы сюжетно-ролевой игры  
    Проговаривание текстов стихотворений, сопровождая   текст движениями;  
    Пение детских песенок; 
·   Воспроизведение сюжета с помощью игрушек; 
·   Показывание сюжетных картинок.
7. Развитие элементарных навыков письма, чтения.
III этап ( май)
1. Мониторинг результативности коррекционной работы.
Это только начало!
Сентябрь стал новым витком в постижении премудростей коррекции речи. Имея за плечами 21 год стажа  оказалась снова в начале пути. У меня новый ученик - мальчик-аутист, 10 лет.  После первого занятия стало очевидно: ночные бдения за написанием плана занятия с ним помогли чуть, пришлось импровизировать все занятие. Если первые 2-3 задания он хотя бы меня слушал, мало вникая в суть, то потом занимался исключительно по своему желанию, периодически меня "ободряя": " Это только начало!" Понимаю, что это эхолалия, но ведь как к месту!
Бойко печатает на ПК, ошибок мало, указанную ошибку исправляет быстро. Глобальному чтению по методике Корсунской его научил дедушка, в прошлом педагог-филолог.
Графомоторные навыки на низком уровне.Пишет печатными буквами. Буквы кривые, разной высоты. 
Половину занятия пел полюбившуюся песню из мультика "Пластилиновая ворона"рисуя схематично человечков и зачеркивая их.
Речевое общение было только с бабушкой, присутствующей на занятии. Повторял  по ее просьбе отдельные слова.
Продолжение следует.....
Завтра у меня пятое занятие с Вовой. Ночами готовлю наглядный материал. Штудирую книгу Елены Янушко "Игры с аутичным ребенком."
Виды заданий меняются на занятии мгновенно, т.к. занять Вову более чем на 2-3 минуты почти невозможно.
 Из блока "Развитие мелкой моторики" ему нравится массаж пальцев рук, заинтересовал эспандер, но сжать не смог. В тетради работает небрежно, не прилагая усилий для аккуратного выполнения, сознательно добавляет грязь, размазывая написанное ручкой.
 Задания на звуковой анализ делает механически, молча перебирая кружки для составления схемы. Аналогичная работа с анализом предложения.
Договаривает последнее слово в чистоговорках, один раз проговорил целое предложение и ...расплакался. То ли от излишнего напряжения, то ли   о своем ....   непонятно.
Слушал внимательно диск с песней "Лесной олень", я как могла подпевала и не была остановлена. Занятием ранее я исполняла без музыкального сопровождения песенку из "Бременских музыкантов" и  Вовина ладошка закрыла мне рот. Приняла это с пониманием, ибо реально оцениваю свои вокальные способности.
Под песенку "Антошка" выполняли нехитрые движения, Вова -  неловко, непостоянно, но все таки не был безучастен. Танцевали кадриль, пусть больше напоминало топанье на месте, но я и этому была рада.
  Введение краеведческого материала 
в коррекционный процесс
                                 Уважаемые коллеги!
Для повышения качества коррекционно-образовательных услуг я разработала программу по ознакомлению воспитанников 1 группы школы-интерната с краеведческим материалом, т.к. у детей, поступающих в 1класс степень сформированности исторических и обществоведческих понятий (факты и события истории прошлого и настоящего  нашей Родины, нашего края) на низком уровне.
Целесообразно начинать работу по ознакомлению с краеведческим материалом с тем «Мой дом», «Моя семья». Ведь чтобы заинтересовать ребенка материал должен быть максимально к нему приближен и личностно значим для него. Детям понятнее не призыв «Люби свою родину! Будь патриотом!», а слова о том, что надо просто любить и ценить родителей, свою семью, свой дом. Апостол Иоанн говорил: «Как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если не любишь человека, которого видишь?»
Тема 1 «Мой дом» (3 занятия), 1раз/ неделя; экскурсия в историко-художественный музей.
В ходе работы количество занятий, рассказывающих о быте людей, живших столетия, тысячелетия назад, пришлось увеличить, т. к. выявлялись новые пробелы в знаниях детей. Так, целое занятие дети с неподдельным интересом слушали отрывки из книги  Д, Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
Содержание работы воспитателя
Содержание работы логопеда
1. Беседа.
Почему человек дом создал?
Какие дома были в древности?
Какие дома в нашем городе?
Расскажи о своем доме. От кого зависит внешний облик дома, его состояние?
2. Для осмысления роли элементов дома в жизни человека предлагается проблемная ситуация:
«Представьте себе, что из вашего дома исчезли входная дверь, лестница, электричество, газ».
3. Во время беседы по рекомендации логопеда проводится работа по формированию лексико-грамматического строя:
а) образование названий профессий лиц мужского рода и женского с суффиксами:
ник, тель, щик, ниц, щиц,чик
(плотник, крановщица, каменщик, стекольщик, экскаваторщик,отделочница,сварщик,водопроводчик)
б) Обозначение завершенности действия бесприставочными и приставочными глаголами
красит – покрасил
стеклит – застеклил
копает – выкопал
в) образование относительных прилагательных (каменный, металлическая)
г) согласование порядковых числительных «первый, второй, …» с существительными всех трех родов.
4. Игра «Обставим квартиру» (спальня, гостиная, кухня).
 Логопед рекомендует во время игры сопоставить и правильно употреблять предлоги: «за» - «из-за», «из-за» - «из-под», «над-под», с- со, за – перед- между.
1. Закрепляет роль элементов дома в жизни человека, обучая детей разгадывать загадки. Техника разгадывания загадок предложена   Мисаренко Г.Г.(«Логопед» №1, 2008).
Например,
У меня знакомых тьма ,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
                                            (дверь)
Поля стеклянные, а метки деревянные.
                (оконная рама)
Хвост на дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
                      ( ключ в замке)
Отгадываем предмет, его действие или признак?
Какого рода должно быть слово-отгадка - мужского, женского, среднего?
Можно ли догадаться,  о каком предмете идет речь в загадке – живом или неживом? и т.д.
Развивается умение анализировать поступающую информацию и делать из нее правильные выводы.
2. а) Получив слово – отгадку логопед учит составлять предложение с этим словом;
б) составляет количественную схему, в которой каждое слово обозначается одной чертой;
в) делают качественный анализ:
находят слова, обозначающие действие ,предмет. Предлог выделяют □. Все остальные слова подчеркиваем волнистой чертой.
В журнале "Логопед"( № 9,2011) можно более полно познакомиться с опытом моей работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий