Дети с ограниченными возможностями здоровья

Электронные адреса сайтов,

 рассматривающих проблемы коррекционной педагогики 

1. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования 

2.  Альманах Института коррекционной педагогики №36

Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы

3. Персональный сайт дефектолога Шишковой Маргариты   Игоревны 

 

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Предлагаю вашему вниманию материалы по интегрированному обучению, в частности, из Программы коррекционной работы школы  Неретиной Т.Г., остановившись на детях с нарушениями речи.  

Татьяна Геннадьевна Неретина,  доцент кафедры педагогического образования и документоведения  Магнитогорского государственного университета, кандидат педагогических наук, автор учебно-методического комплекса "Специальная педагогика и коррекционная психология"       

  «Учитель-логопед на научной основе с помощью специфических логопедических средств способствует формированию необходимых условий для успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к учебно-воспитательному процессу и реализации их личностных возможностей:

-   коррекция расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;

-   коррекция нарушений письменной речи путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений;

-   коррекция, развитие и усовершенствование устной речи учащихся;

-   развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).

                     Планируемые результаты.

Результатом коррекции развития детей  с ОВЗ может считаться не столько  успешное освоение ими  основной образовательной программы,  сколько освоение жизненно значимых компетенций : овладение навыками коммуникации: 

1. Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели. 

2. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. 

3.    Умение корректно выразить отказ и недовольство,  благодарность, сочувствие и т.д. 

4.   Умение получать и уточнять информацию от   собеседника. 

5. Освоение культурных форм выражения своих чувств. 

6.  Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. 

7. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. 

  8.  Умение принимать и включать в свой личный    опыт жизненный опыт других людей 

9. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.»

 Институт коррекционной педагогики (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.) разработали проект  "Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения".

Предлагаю фрагменты этого документа. 

" К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др."

" Особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

· начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
· обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения."

   Актуальна работа Г. В. Чиркиной "Проблема обучения детей с нарушениями речи в контекстеих образовательных потребностей»,  2012. Автор рассказывает о формах интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательную среду.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий