Электронные адреса сайтов,
рассматривающих проблемы коррекционной педагогики
1. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования
2. Альманах Института коррекционной педагогики №36
Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы
3. Персональный сайт дефектолога Шишковой Маргариты Игоревны
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Предлагаю вашему вниманию материалы по интегрированному обучению, в частности, из Программы коррекционной работы школы Неретиной Т.Г., остановившись на детях с нарушениями речи.
Татьяна Геннадьевна Неретина, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорского государственного университета, кандидат педагогических наук, автор учебно-методического комплекса "Специальная педагогика и коррекционная психология"
«Учитель-логопед на научной основе с помощью специфических логопедических средств способствует формированию необходимых условий для успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к учебно-воспитательному процессу и реализации их личностных возможностей:
- коррекция расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
- коррекция нарушений письменной речи путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений;
- коррекция, развитие и усовершенствование устной речи учащихся;
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Планируемые результаты.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций : овладение навыками коммуникации:
1. Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели.
2. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
3. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
4. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Освоение культурных форм выражения своих чувств.
6. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
7. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
8. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей
9. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.»
Институт коррекционной педагогики (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.) разработали проект "Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения".
Предлагаю фрагменты этого документа.
" К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др."
" Особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
·
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
· ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в
программах образования нормально развивающихся сверстников;
· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе
специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных
путей» обучения;
· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально
развивающегося ребенка;
· обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды;
· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательного учреждения."
Актуальна работа Г. В. Чиркиной "Проблема обучения детей с нарушениями речи в контекстеих образовательных потребностей», 2012. Автор рассказывает о формах интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательную среду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий